Среда, 22.05.2024, 01:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Этический курс как предмет воспитания, организующий нравственное воспитание школьников.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о молодежи.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, которая формируется в процессе всей жизни человека. Её уровень зависит от семьи, друзей и многих других факторов. Школа также занимается формированием человека как высоконравственной личности.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. В школе необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включённой в учебно-воспитательный процесс школы.

Примером такой системы может служить широко апробированная в практике и получившая в 2001-ом году премию Президента РФ система воспитания этической культуры школьников, разработанная в Государственном НИИ семьи и воспитания.

Данная воспитательная система включает в себя этический курс занятий с детьми с 1-го по 11-ый класс как специализированный воспитательный предмет этической направленности, учитывающий возрастные изменения учащихся, построенный по принципу диалогического взаимодействия с ними.

Этика позволяет погрузить школьника в общечеловеческий опыт рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни. Она даёт возможность построить с подрастающим человеком живой диалог о живой жизни, о вечных вопросах бытия, на протяжении веков остро стоящих перед человеком и так не просто решаемых им. Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения.

В школе, в которой я работаю, изучение этого курса не включено в учебный план, но я, как классный руководитель, взяла эту систему как основу своей деятельности по формированию нравственных качеств учащихся, реализуя её через воспитательные часы. Главная задача такого классного часа – познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.

Изучив программу этических занятий, которую предлагает лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания, проведя несколько занятий, используя их методические разработки, я разработала блок таких занятий. Эти занятия с учениками моего класса вытекали из их повседневной жизни, актуальных для них вопросов, с которыми они сталкивались в школе и за её стенами. В соответствии с этим воспитательный час строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром, в процессе которого происходит эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта школьников. В методике построения такого классного часа приоритетным я ставлю поиск учениками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я.

Приведу пример такого этического занятия с подростками по теме «Жить с достоинством - что это значит».

Занятие начинается с цитирования высказываний великих людей о смысле жизни:

«Короткая жизнь дана нам природой, но память о хорошо проведенной жизни останется вечной» (Цицерон);

«Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как» (Фридрих Ницше);

«Чем бессодержательнее жизнь, тем она тяжелее» (Альфонс Алле);

«Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой. Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает. Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит. Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель. Жизнь. В этом слове немало значений. Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето. Жизнь птицы, живущей три весны. Жизнь человека. И жизнь страны» (Альберт Лиханов).

- Вы видите высказывания о жизни. Их много. Мы можем с ними соглашаться, спорить над ними, и каждый из нас будет по-своему прав. Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой – не ценим её каждодневно.

- Для людей характерны две жизненные позиции: «жизнь для себя» и «жизнь для других»

Затем проводится эксперимент.

- Перед вами «весы жизни», назовём их так условно. Какая позиция наиболее приемлема для вас? На столе лежат шарики для каждого. Возьмите свой шарик и положите на ту чашу весов, которую вы выбрали.

Отдавая свой голос, ребята задумываются о смысле своей жизни.

- Обратимся к вашему опыту. Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующей жизненной ситуации:

"В нашем классе произошло несчастье. Одноклассница попала в автокатастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый без промедления откликнулся на эту просьбу, но ей нужна группа крови, которая только у нашего обвиняемого. Он категорически отказывается её сдать.”

- Разделимся на две группы. Первая группа будет – обвинители, а вторая – защитники.

Функции сторон: защитникам нужно найти положительное в этом поступке, а обвинителям – доказать вину обвиняемого. После того как обвиняемый прослушает обе стороны, он должен высказать своё отношение к ситуации.

Начинают обвинители, продолжают защитники…

Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий заставляет задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь я даю ориентиры для данной оценки, подводя ученика к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Привожу примеры из жизни великих людей, которые посвятили жизнь другим, это Галилео Галилей, Илья Ильич Мечников, Альфред Нобель. И конечно, вспоминаю выпускника нашей школы, погибшего в Назрани Чеченской республики при исполнении воинского долга, Алексея Боева.

Затем ученикам предлагается ещё раз обратиться к «весам жизни». Может быть, кто-то переменил своё мнение о смысле жизни.

- Поразмыслим над следующим стихотворением, в котором отражён нравственный опыт поколений:

В жизни по – разному можно жить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть. Вовремя спать.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям!

После проведения подобного воспитательного часа следование нравственным принципам и нормам поведения должно стать внутренней потребностью личности. Этические нормы переходят в устойчивые требования, которые школьники предъявляют к себе.

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz