Меню
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Этический курс как предмет воспитания, организующий нравственное воспитание школьников.Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о молодежи. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, которая формируется в процессе всей жизни человека. Её уровень зависит от семьи, друзей и многих других факторов. Школа также занимается формированием человека как высоконравственной личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. В школе необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включённой в учебно-воспитательный процесс школы. Примером такой системы может служить широко апробированная в практике и получившая в 2001-ом году премию Президента РФ система воспитания этической культуры школьников, разработанная в Государственном НИИ семьи и воспитания. Данная воспитательная система включает в себя этический курс занятий с детьми с 1-го по 11-ый класс как специализированный воспитательный предмет этической направленности, учитывающий возрастные изменения учащихся, построенный по принципу диалогического взаимодействия с ними. Этика позволяет погрузить школьника в общечеловеческий опыт рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни. Она даёт возможность построить с подрастающим человеком живой диалог о живой жизни, о вечных вопросах бытия, на протяжении веков остро стоящих перед человеком и так не просто решаемых им. Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения. В школе, в которой я работаю, изучение этого курса не включено в учебный план, но я, как классный руководитель, взяла эту систему как основу своей деятельности по формированию нравственных качеств учащихся, реализуя её через воспитательные часы. Главная задача такого классного часа – познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его. Изучив программу этических занятий, которую предлагает лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания, проведя несколько занятий, используя их методические разработки, я разработала блок таких занятий. Эти занятия с учениками моего класса вытекали из их повседневной жизни, актуальных для них вопросов, с которыми они сталкивались в школе и за её стенами. В соответствии с этим воспитательный час строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром, в процессе которого происходит эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта школьников. В методике построения такого классного часа приоритетным я ставлю поиск учениками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я. Приведу пример такого этического занятия с подростками по теме «Жить с достоинством - что это значит». Занятие начинается с цитирования высказываний великих людей о смысле жизни: «Короткая жизнь дана нам природой, но память о хорошо проведенной жизни останется вечной» (Цицерон); «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как» (Фридрих Ницше); «Чем бессодержательнее жизнь, тем она тяжелее» (Альфонс Алле); «Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой. Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает. Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит. Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель. Жизнь. В этом слове немало значений. Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето. Жизнь птицы, живущей три весны. Жизнь человека. И жизнь страны» (Альберт Лиханов). - Вы видите высказывания о жизни. Их много. Мы можем с ними соглашаться, спорить над ними, и каждый из нас будет по-своему прав. Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой – не ценим её каждодневно. - Для людей характерны две жизненные позиции: «жизнь для себя» и «жизнь для других» Затем проводится эксперимент. - Перед вами «весы жизни», назовём их так условно. Какая позиция наиболее приемлема для вас? На столе лежат шарики для каждого. Возьмите свой шарик и положите на ту чашу весов, которую вы выбрали. Отдавая свой голос, ребята задумываются о смысле своей жизни. - Обратимся к вашему опыту. Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующей жизненной ситуации: "В нашем классе произошло несчастье. Одноклассница попала в автокатастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый без промедления откликнулся на эту просьбу, но ей нужна группа крови, которая только у нашего обвиняемого. Он категорически отказывается её сдать.” - Разделимся на две группы. Первая группа будет – обвинители, а вторая – защитники. Функции сторон: защитникам нужно найти положительное в этом поступке, а обвинителям – доказать вину обвиняемого. После того как обвиняемый прослушает обе стороны, он должен высказать своё отношение к ситуации. Начинают обвинители, продолжают защитники… Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий заставляет задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь я даю ориентиры для данной оценки, подводя ученика к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения. Привожу примеры из жизни великих людей, которые посвятили жизнь другим, это Галилео Галилей, Илья Ильич Мечников, Альфред Нобель. И конечно, вспоминаю выпускника нашей школы, погибшего в Назрани Чеченской республики при исполнении воинского долга, Алексея Боева. Затем ученикам предлагается ещё раз обратиться к «весам жизни». Может быть, кто-то переменил своё мнение о смысле жизни. - Поразмыслим над следующим стихотворением, в котором отражён нравственный опыт поколений: В жизни по – разному можно жить. В горе можно и в радости, Вовремя есть. Вовремя спать. Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И помышляя о чуде, Рукой обнажённой солнце достать И подарить его людям! После проведения подобного воспитательного часа следование нравственным принципам и нормам поведения должно стать внутренней потребностью личности. Этические нормы переходят в устойчивые требования, которые школьники предъявляют к себе. |
Поиск
Друзья сайта
|